Адрес:
г. Москва, ул. Чистопрудный бульвар д.1, офис № 6
Часы работы

ПН-ПТ: С 10:00 ДО 19: 00 

Главная \ Новости \ Разъяснения Минтруда России и ФМС России по вопросам предоставления труда работников

Разъяснения Минтруда России и ФМС России по вопросам предоставления труда работников

« Назад

12.04.2016 09:24

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 116-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), который регулирует вопросы заемного труда и вносит ряд изменений в Трудовой кодекс РФ (далее – «ТК РФ») и Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с тем, что после вступления Закона в силу у нас остались вопросы его применения, мы направили адвокатский запрос и получили ответ от Минтруда России и ФМС России. Обращаем Ваше внимание, что ответы Минтруда России и ФМС России не являются официальным разъяснением законодательства.

минтруд

Вопрос 1. Допустимо ли заключение договора о предоставлении труда работников (персонала) аффилированными лицами в отсутствие соответствующего закона?

Позиция Минтруда России:согласно ст. 341.3. ТК РФ особенности регулирования труда работников, направляемых к другим юридическим лицам временно по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, устанавливаются федеральным законом (далее – «Законопроект»). Подготовку указанного проекта федерального закона осуществляет Минэкономразвития России. С текстом данного проекта федерального закона можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/p/9931.

Комментарии АБ ЕПАМ: исходя из ответа Минтруда России, а также положений ст. 56.1. ТК РФ мы полагаем, что заключение договора о предоставлении труда работников между аффилированными юридическими лицами вплоть до принятия Законопроекта может повлечь негативные последствия для компаний. Принимая во внимание, что требования к договору о предоставлении персонала внутри группы компаний отсутствуют и значительная часть норм законодательства о труде носит императивный характер (не допускается отступление от правила, то есть запрещено все то, что прямо не разрешено), любые сомнения будут толковаться в пользу наличия трудовых отношений между работником и заказчиком (лицом, фактически использующим труд работника).

Вопрос 2. Ст. 56.1 ТК РФ рассматривает заемный труд, как деятельность работника по распоряжению работодателя в интересах и под управлением юридического лица, не являющегося его работодателем. Какие обстоятельства должны быть приняты во внимание для разграничения действий, допускаемых в рамках договоров оказания услуг, выполнения работ, и заемного труда?

Позиция Минтруда России: Разграничение действий проводится по следующим критериям. По договору оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия). Согласно Закону о занятости населения, работники направляются для выполнения трудовой функции. Под управлением и контролем со стороны юридического лица, не являющегося работодателем, полагаем, подразумеваются такие действия, которые гарантируют соблюдение положений главы 53.1. Кодекса (гарантии оплаты). Также по договору о предоставлении персонала работники работают по должности в соответствии со штатным расписанием, что исключено в рамках заключения договора оказания услуг.

Комментарии АБ ЕПАМ: В настоящее время могут существовать следующие виды взаимодействия между работником и работодателем:

  1. работа по трудовому договору;
  2. работа по договору о предоставлении персонала (особенности прописаны только для частных агентств занятости): временный характер; работник выполняет трудовую функцию, т.е., используя свою профессию и специальность, делает конкретный вид работы в течение определенного промежутка времени, соблюдает локальные акты и подчиняется режиму труда заказчика;
  3. работа по гражданско-правовому договору: физическое лицо совершает определенные действия (есть начало и окончание, по результатам подписывается акт оказанных услуг); заказчику неважно, кто совершает действия, но важен результат. Заказчик не учитывает работу физлица в фонде оплаты труда, в штатном расписании. Физлицо не подчиняется локальным нормативным актам заказчика;
  4. заемный труд, который запрещен законодательством:

наличие трудовых отношений у работника с одним юридическим лицом и работа у другого юридического лица без соблюдения требований, установленных Законом. Отсутствие согласия работника на такую форму взаимодействия (или отсутствие у работодателя доказательств того, что работник согласен).

Следует дополнительно отметить то, что наличие/отсутствие какой-либо должности в штатном расписании в рассматриваемом вопросе не имеет никакого значения. Очевидно, что отсутствие прямого трудового договора всегда будет означать, что должности, по которой работник фактически выполняет обязанности, в штатном расписании нет. Суды, признавая отношения фактически трудовыми, не задаются вопросом о том, имеется ли должность истца в штатном расписании.

Вопрос 3. Необходимо ли заказчику, у которого заключен договор с частным агентством занятости, получать отдельное разрешение на работу в отношении иностранного гражданина?

Позиция Минтруда России:особенности въезда иностранных граждан, направляемых временно работодателем с их согласия к юридическому лицу по договору о предоставлении персонала, регулируются соответствующим законодательством. По нашему мнению, такими особенностями является п. 2 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее «Закон об иностранцах»), согласно которому работодателем является лицо, получившее разрешение на привлечение и использование иностранных работника. В соответствии с ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ трудовой договор с работником должен включать в себя условие о выполнении работником определенной трудовой функции в интересах другого юридического лица. В данном случае трудовую функцию работник будет осуществлять у принимающей стороны, а, следовательно, она и будет использовать труд работника. В этой связи частное агентство занятости может являться работодателем иностранного работника в случае, если такое агентство будет не только привлекать, но и использовать иностранного работника.

Позиция ФМС России: Если принимающая сторона является одновременно работодателем для иностранного гражданина, то согласно статье 13 Закона об иностранцах, она имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Комментарии АБ ЕПАМ:мы согласны с консервативной позицией Минтруда России, которая, на наш взгляд, является единственно правильной в отсутствие специального регулирования вопросов предоставления персонала со стороны миграционных органов. Проблема заключается в том, что по Закону об иностранцах работодателем является то юридическое лицо, которое привлекает и использует труд работника. В случае направления временных работников частное агентство занятости работника привлекает, а заказчик использует труд работника. Таким образом, разрешение на работу не может оформить ни одно юридическое лицо. Если такое разрешение оформит лишь частное агентство занятости, то заказчик может быть привлечен к административной ответственности по п. 2 ст. 18.15. КоАП РФ. В итоге ответ ФМС России подтвердил указанную позицию.

Источник: http://www.lawfirm.ru/news/index.php?id=14740


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Наши контакты:
График работы:

ПН-ПТ: С 10:00 ДО 19: 00 

Адрес:
г. Москва, ул. Чистопрудный бульвар д.1, офис № 6
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика