slogan

 

 

+7 (965) 404-71-37

+7 (966) 327-29-83

+7(903) 790-87-02

Москва, ул. Чистопрудный бульвар д.1, офис № 6

пн - пт: 10:00 - 19:00, сб: 11:00 - 15:00 вс: выходной

Трудовая миграция из Центральной Азии в Россию в контексте экономического кризиса

« Назад

19.09.2016 07:47

Сергей Рязанцев – Член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра демографии Института социально-политических исследований РАН, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России

 Резюме:Миграционный коридор, сложившийся между странами Центральной Азии и Российской Федерацией, является одним из самых крупных и устойчивых в Евразии и мире.

Миграционный коридор, сложившийся между странами Центральной Азии и Российской Федерацией, является одним из самых крупных и устойчивых в Евразии и мире. Основным миграционным потоком в этом «коридоре» является трудовая миграция. По нашим оценкам, в ней участвует от 2,7 до 4,2 миллионов человек, или от 10% до 16% экономически активного населения Центральной Азии.

Это не только значительные масштабы миграции, но и серьезные политические, социально-экономические и демографические последствия для стран происхождения мигрантов, так и для принимающих их государств. Например, объем денежных переводов в республики Центральной Азии только из России в 2013 году достиг 13,5 миллиардов долларов. По данным Всемирного банка, Таджикистан и Киргизия заняли первое и второе место в мировом рейтинге стран по доле денежных переводов в ВНП с показателями, соответственно, 52% и 31%.

По данным ФМС России, на протяжении 2001–2011 годов более 1,6 миллионов человек из стран Центральной Азии получили российское гражданство. Многие из них, будучи трудовыми, возвратными и учебными мигрантами, беженцами, существенно пополнили демографический и трудовой потенциал России. Трудовая миграция стала реальной формой экономической и политической интеграции стран на постсоветском пространстве, способствовав образованию Евразийского экономического союза (EAЭC), включившего Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению, Киргизию. Потенциально в организацию может войти Таджикистан.

Формирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии, ориентированных на Россию, обусловлено совокупным действием нескольких факторов.

Факторы, обуславливающие трудовую миграцию из стран Центральной Азии в Россию

Экономический фактор. С одной стороны, в странах происхождения трудящихся-мигрантов выезд значительного количества трудоспособного населения стимулировали типичные «выталкивающие» факторы: спад производства, низкий уровень заработной платы, высокий уровень безработицы, отсутствие рабочих мест, распространение бедности, избыток трудовых ресурсов. С другой стороны, в России, как в принимающей стране, действуют «притягивающие» факторы: объемный рынок труда, диверсифицированная экономика, потребность в рабочих во многих отраслях и регионах, более высокий уровень заработной платы, лучшее качество жизни. В результате, в Евразии сложилась крупная миграционная подсистема, центром которой является Россия и Казахстан, привлекающие трудовых мигрантов из Центральной Азии. Наиболее наглядно иллюстрирует ситуацию разница в уровне зарплаты, сложившаяся в странах данной миграционной подсистемы. В абсолютном выражении максимальный уровень оплаты труда в России и Казахстане – 689 и 526 долларов, соответственно. Минимальным уровнем зарплаты характеризировался рынок труда Таджикистана – всего 81 доллар. Незначительной зарплата была в Киргизии – 155 долларов.

Дифференциация показателей безработицы также во многом объясняет тенденции трудовой миграции в регионе. В 2013 году минимальный уровень безработицы имели Казахстан (5,2%) и Россия (5,5%). Средний уровень безработицы отмечался в Киргизии (8,4%), а высокий – в Таджикистане (11,6%). Однако оценки по некоторым странам имеют нерегулярный характер. В странах Центральной Азии следующее количество безработных: в Узбекистане – 640 тысяч, в Казахстане – 471 тысяча, в Таджикистане – 241 тысяча, в Киргизии – 206 тысяч человек. Причем их численность, как правило, увеличивалась. Проблема безработицы касается, прежде всего, населения в сельской местности. Даже потеряв работу, можно обеспечить себя продуктами питания благодаря натуральной экономике в виде подсобного хозяйства (выращивание овощей и фруктов, разведение домашних животных). Многие люди в сельской местности не регистрируются в службах занятости по причине значительной территориальной удаленности и отсутствия транспортного сообщения между населенными пунктами и центрами занятости. Отсутствие работы в месте постоянного проживания подталкивает искать ее сначала в соседних регионах, а потом и за границей. Страны Центральной Азии являются крупными донорами трудовых мигрантов в Евразийском регионе. Миграционная активность населения в странах Центральной Азии в 2000–2010-е годы существенно выросла.

Социально-демографический фактор. В России в 1990–2010-х годы сокращалась численность трудоспособного населения, отмечалось старение населения. Что поступательно обостряло дефицит трудовых ресурсов на российском рынке труда, усиливало конкуренцию за трудовые ресурсы и активизировало трудовую миграцию из других стран.

Демографическая ситуация в республиках Центральной Азии – основных донорах трудовых мигрантов для России, выглядит кардинально противоположной. Прогнозы свидетельствуют, что к 2050 году численность населения трудоспособного возраста увеличится в Узбекистане – на 6,4 миллионов, в Таджикистане – на 2,8 миллионов, в Туркмении – на 900 тысяч, в Киргизии – на 600 тысяч человек. Даже при ускоренном развитии экономик этих государств, все трудоспособное население там не сможет быть трудоустроено.

Миграционная активность в странах бывшего СССР в 2000–2010-е годы возросла и трансформировалась. В массовом сознании населения сформировались стереотипы поведения, ориентированные на стратегию жизненного успеха исключительно через трудовую миграцию в Россию. Многие молодые и среднего возраста люди в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Армении и других странах считают за благо поехать на работу за границу, предпочитая это дальнейшему обучению. Дополнительными стимулирующими миграцию факторами являются примеры успешности их родственников, соседей и знакомых, которые работали за границей и смогли купить дом, машину, необходимые вещи и прочее. Расширилась и социальная база трудовой миграции: в миграционные потоки включились новые социально-демографические группы населения (жители сельских районов, небольших населенных пунктов, женщины, молодежь).

Культурно-исторический фактор. В настоящее время сформировалась Евразийская миграционная подсистема, которая основана на социально-экономических связях между странами бывшего СССР и широком распространении русского языка как основного средства общения. При выборе направления миграции за границу жители многих стран ориентируются на Россию, потому что знание русского языка и понимание менталитета российского населения существенно повышает их шансы на трудоустройство именно там. Большинство трудовых мигрантов в РФ устраиваются на работу через социальные сети, родственные контакты, частных посредников и пр. К сожалению, роль государственных структур и частных агентств занятости в трудоустройстве мигрантов остается крайне низкой.

Инфраструктурно-географический фактор. Государства Центральной Азии, как ключевые миграционные доноры России, несмотря на свое географическое расположение в сердце Евразии, в транспортном отношении значительно плотнее связаны с Россией и Казахстаном, чем с Китаем, Ближним Востоком и Западной Европой. На территорию РФ из стран Закавказья и Центральной Азии можно добраться различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным. В последние годы получили развитие воздушные перевозки. Многие национальные и российские авиакомпании открыли прямые рейсы не только в Москву, но и другие крупные города России. Авиабилеты стоят сравнительно недорого, развивается система кредитования поездок (например, в странах Центральной Азии). Транспортный фактор в сочетании с географическим положением стимулирует трудовую миграцию из Центральной Азии и Закавказья в РФ.

Политический фактор. С одной стороны, в 1990–2010 годы в «посылающих» странах трудовую миграцию в Россию определяла целая группа этнополитических факторов, предопределяющих эмиграцию русского и русскоязычного населения из Центральной Азии и Закавказья. Причинами становились гражданские войны, межнациональные конфликты, бытовой национализм (в 1990-е годы), а также сокращение сферы использования русского языка, невозможность карьерного роста, отсутствие перспектив (в 2000–2010-е годы). В некоторых странах люди могут преследоваться за несогласие с курсом официальных властей, за политические убеждения, сексуальную ориентацию. Политические конфликты, революции и войны в Киргизии, Грузии, Узбекистане и на Украине стимулировали миграцию в Россию, прежде всего, этнических русских. С другой стороны, на бывшем постсоветском пространстве достаточно активно происходит политическая и экономическая интеграция между странами.

29 мая 2014 года был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года. В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Кроме того, 29 мая 2015 года было подписано соглашение с Вьетнамом о зоне свободной торговли. В 2014 году президент Таджикистана Э. Рахмон заявил о необходимости изучения экономической базы и правовых документов ЕАЭС с целью возможного вхождения в это интеграционное объединение. Гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России не только не требуются визы для пересечения границ между своими странами, но и не нужны разрешительные документы на работу внутри ЕАЭС. Сохраняется безвизовый режим въезда в Российскую Федерацию и для граждан Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Украины, Молдавии. Приехав в Россию, они могут в течение 30 дней искать работодателя и получить патент для работы в стране. (Рабочая виза и разрешение на работу в России необходимы для граждан Грузии, Туркмении, Латвии, Литвы и Эстонии).

Тенденции трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию

Несмотря на многообразие факторов, трудовая миграция во многом детерминирована уровнем развития экономики стран выезда и принимающих государств. Страны Центральной Азии и Российскую Федерацию по способам проведения системных экономических реформ можно разделить на три группы: 1) «радикалы» (Киргизия, Казахстан, Россия); 2) «консерваторы» (Узбекистан, Туркмения); 3) «промежуточная группа» (Таджикистан). К «радикалам» можно отнести страны, применявшие методы «шоковой терапии» в реформировании экономики. «Консерваторы» использовали более осторожные способы перехода к рыночной экономике. В группу «промежуточных» стран вошли те, кто проводил преобразования медленнее «радикалов», но быстрее «консерваторов».

Данная классификация была сопоставлена с классификацией стран по результативности трудовой миграции. Государства-«радикалы» с точки зрения соотношения трудовой миграции неоднородны: Россия и Казахстан в большей степени принимают мигрантов, а Киргизия преимущественно отдает трудовых мигрантов за границу. Согласно проведенным в России расчетам, въезд трудовых мигрантов (трудовая иммиграция) превышает выезд (трудовую эмиграцию) примерно в 34 раза, а в Казахстане – в 98 раз. В Киргизии соотношение обратное: выезд трудовых мигрантов преобладает над въездом и составляет 27:1. В «промежуточную» группу можно отнести Таджикистан: там трудовая эмиграция превышает иммиграцию в 600 раз! Среди «консерваторов» миграционными донорами являются Узбекистан и Туркмения (Рисунок 1).

55_Трудовая-миграция-1

На основе данных официальностей статистики и экспертных оценок можно дать следующие обобщающие оценки численности трудящихся-мигрантов из стран Центральной Азии, работавших за пределами своих стран (Рисунок 2).

Рисунок 2

 

55_Трудовая-миграция-2

В настоящее время Таджикистан является второй после Узбекистана страной, обеспечивающей Россию трудовыми мигрантами. Согласно данным переписи населения 2010 года, в РФ пребывали 87 тысяч граждан Таджикистана. 31,5 тысяч граждан этой республики находились в России с целью работы или учебы, в том числе 30,5 тысяч – в трудоспособном возрасте. Безусловно, это заниженная оценка, которая охватывала только мигрантов, находившихся в стране более года.

По данным Всемирного банка, в 2010 году за границей находилось 791 тысяч граждан Таджикистана, что составляло более 11% населения страны. Более реалистичны оценки, что в России живут и работают около 700 тысяч трудящихся-мигрантов из этой республики. По данным ФМС России, на начало августа 2015 года в стране находилось 985 тысяч таджикских граждан; в 2014 году здесь работали около 626 тысяч трудящихся-мигрантов из Таджикистана, в том числе 162 тысячи с разрешениями на работу в фирмах и компаниях и 464 тысячи (по патентам) у физических лиц (Рисунок 3).

Рисунок 3

55_Трудовая-миграция-3

Читать далее: http://www.globalaffairs.ru/valday/Trudovaya-migratciya-iz-Tcentralnoi-Azii-v-Rossiyu-v-kontekste-ekonomicheskogo-krizisa-18333

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить